Венсис-Вятка
О компанииКаталогУслугиИнформацияКонтакты

Новости

СУДЬБА ГЛОБАЛЬНОГО КЛИМАТА - В РУКАХ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ

15 мая 2003
СУДЬБА ГЛОБАЛЬНОГО КЛИМАТА - В РУКАХ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ

«Не дав слова – крепись, дав – держись!» – гласит русская пословица. В истории с Киотским протоколом об ограничении выбросов «парниковых» газов Россия поступила прямо наоборот. Еще в сентябре прошлого года, выступая перед главами государств и правительств всех стран мира, собравшимися в Йоханнесбурге на Всемирную конференцию ООН по устойчивому развитию, премьер-министр РФ Михаил Касьянов пообещал, что наша страна в самом скором времени ратифицирует этот документ. Зал встретил это заявление овацией: обстоятельства сложились так, что вступление в силу этого документа, поддержанного абсолютным большинством стран мира, зависит только от позиции России.

Однако и сегодня, по прошествии восьми месяцев, протокол не внесен в Думу. Более того, перспективы его ратификации выглядят ныне довольно туманными.

СЛОВО И ДЕЛО

Сколько бы участников ни присоединилось к протоколу, для вступления в силу его должны ратифицировать страны, на долю которых приходится 55% суммарной эмиссии углекислоты тех 38 стран, что были включены в приложение «В» при подписании протокола. России в этом закрытом акционерном обществе принадлежат 17,4% голосов. Поскольку 38,2% безнадежно заблокированы вышедшими из протокола США и Австралией, судьбу соглашения, призванного спасти мировой климат, придется решать России.

Между тем, хотя принципиальное решение внести протокол на ратификацию принято еще в апреле прошлого года, даже после выступления Касьянова в Йоханнесбурге никаких заметных телодвижений не последовало. В январе нынешнего года канцлер ФРГ Герхард Шредер и японский премьер Дзюнъитиро Коидзуми направили Владимиру Путину личные письма, в которых вежливо, но решительно напомнили президенту России об обязательствах его страны. Поводом для их беспокойства послужило не только затянувшееся бездействие российских властей, но и возросшая активность американских.

Дело в том, что массовое присоединение к протоколу новых членов показало: проблема сокращения выбросов может быть решена и без Америки. Выйдя из протокола, США лишили себя возможности влиять на 2000 ситуацию, а после присоединения Китая и Индии аргументы американцев стали выглядеть откровенной демагогией. Администрация Буша начала, с одной стороны, подталкивать собственные корпорации к «добровольному» снижению выбросов (за счет чего суммарный выброс США в 2002 г. сократился на 1% – впервые за все время учета объемов эмиссии), а с другой – прощупывать Россию: не откажется ли она тоже от ратификации протокола? Сложная дипломатическая интрига закончилась пшиком. Шредер и Коидзуми получили заверения в приверженности России духу и букве Киотского протокола. Спецпредставитель госдепартамента США Харлан Уотсон (целью визита которого, как подозревали многие, было торпедирование ратификации) уехал из Москвы ни с чем. А процесс ратификации так и остался на мертвой точке.

Только 27 марта Минэкономразвития направило в правительство доклад об отношении к Киотскому протоколу. Помянув ужасы климатического скачка (оттаивание вечной мерзлоты, погодные катаклизмы и т.д.), авторы доклада пришли, однако, к выводу, что в ратификации протокола нет экономического смысла. Дескать, с уходом США крупных покупателей на рынке квот не осталось, а в перспективе киотские ограничения могут ударить по российскому ТЭКу, затруднив предполагаемое увеличение доли угля в топливном балансе. (Известно, что уголь дает раза в полтора больше углекислоты на единицу получаемой энергии, чем, скажем, природный газ.) Резюме, данное замминистра экономического развития Мухамедом Цикановым, сводилось к тому, что его ведомство «не против» ратификации протокола. С чем доклад и был отправлен на доработку.

Все это наводит на мысль о том, что Киотскому протоколу в России противодействует некая влиятельная сила. Но кто? Протокол в самом деле ухудшает перспективы угольных компаний, но их лоббистские возможности невелики. А больше вроде бы в его срыве никто не заинтересован.

Один из главных авторов упомянутого доклада, начальник управления экономики окружающей среды и природных ресурсов МЭРТ Всеволод Гаврилов, так объясняет возможные минусы его ратификации: «Во-первых, мы будем обязаны создать и поддерживать большую и хлопотную систему отчетности, причем по мировым стандартам. И если что-то упустим, то придется отвечать: России – перед партнерами по протоколу, а нам – перед правительством. А во-вторых, ратифицируя протокол, мы серьезно ограничиваем свои возможности в дальнейшем». Из последовавшего разговора удалось понять, что министерство озабочено не столько перспективами отечественной угледобычи, сколько опасностью продешевить – не выжать из ЕС и Японии максимальную цену за зеленый свет Киотскому протоколу. Когда еще в следующий раз исход спора Европы с Америкой будет зависеть от России?

ЦЕНА ВОПРОСА

Вообще-то Киотский протокол стоило бы ратифицировать уже ради того, чтобы он заблокировал безумную программу «угольного ренессанса», сулящую стране несколько десятков тысяч дополнительных смертей ежегодно (см. «Журнал» №8 от 4 марта).Но прежде всего бросается в глаза непристойность самой ситуации. Мало того, что «великая держава» ведет себя как похмельный сантехник, пытающийся выклянчить лишний червонец сверх уже оговоренного вознаграждения. Мало того, что она сначала дает публичные обещания, а затем начинает вслух считать, выгодно ли ей их выполнение. Главное – подход. Сотня с лишним стран, обсуждая протокол, подчеркивают те ограничения и жертвы, на которые они идут ради спасения планеты. И только Россия ставит вопрос так: если деньги дадут совсем ни за что, то мы согласны, а если за работу, то это нам неинтересно...

Прямой торговли квотами, судя по всему, и правда не будет – во всяком случае миллиардов на ней не заработать. Но продажа квот не единственный механизм гибкости Киотского протокола: в нем предусмотрены также «проекты совместного осуществления» (JRP) и «механизмы чистого развития» (CDM). Суть JRP вот в чем. Допустим, японская фирма ставит на российской ТЭЦ новую турбину с более высоким КПД. Это снижает расход топлива, а значит, и выбросы углекислоты. Что засчитывается как выполнение киотских обязательств не только России, но и Японии (пополам или как договорятся) и поощряется из специального фонда. CDM отличается лишь тем, что страна, в которой реализуется проект, не имеет собственных обязательств по снижению выбросов, и вся экономия засчитывается стране-поставщику.

Понятно, что для таких проектов Россия представляет практически неограниченные возможности. Энергоемкость российской промышленной продукции вдвое выше, чем в США, и втрое – чем в странах ЕС. Как дипломатично выражаются специалисты, «потенциал энергосбережения» (читай: доля теряемой напрасно энергии) составляет в стране около 40%. Необходимость модернизации нашей энергетики назрела и перезрела, и запуск Киотского протокола позволит переложить часть ее стоимости на европейского, канадского и японского налогоплательщика. Суммы на такие проекты заложены немалые: одна только Голландия, по словам ответственного сотрудника министерства экономики Морица Хенкеманса, собирается потратить на выполнение своих киотских обязательств за пределами страны 0,5–1 млрд долл. Правда, претендует на эти деньги не только Россия. Именно перспектива масштабной технической и финансовой помощи (а отнюдь не только озабоченность судьбой Земли) сделала столь привлекательным участие в протоколе для «новых индустриальных» стран, в значительной мере исчерпавших возможности «грязного» развития.

Но России уже сегодня есть что предложить на этом рынке. Например, РАО «ЕЭС» (сохранявшее верность киотским знаменам на всех поворотах российской и мировой конъюнктуры) провело грамотную инвентаризацию выбросов на своих предприятиях и сегодня имеет около 300 инвестиционных проектов, увязанных с сокращением эмиссии. В последнее время в разработку «киотских» проектов включился и «Газпром», почуявший на этом направлении серьезную выгоду. Да и вообще крупный российский бизнес относится к Киотскому протоколу куда благожелательнее, чем государство – о чем свидетельствует письмо главы РСПП Аркадия Вольского, переданное им 19 апреля Владимиру Путину и призывающее как можно скорее ратифицировать протокол.

Возможно, это письмо (наряду с очередными напоминаниями из уст Шредера и Ширака во время трехсторонней встречи в Санкт-Петербурге) сыграло определенную роль. Буквально в последние дни бюрократическая машина пришла в движение. МЭРТ подготовило новый вариант доклада (уже с недвусмысленной рекомендацией ратифицировать протокол), а администрация президента созывает совещание по этому вопросу. Однако теперь на исполнение благих намерений может не хватить времени. В июне начнутся думские каникулы, затем – избирательная кампания... И кто его знает, какой будет новая Дума - вдруг не такой управляемой?

Конечно, даже если протокол будет сорван вовсе, борьба за спасение климата на этом не кончится. Развитые страны будут снижать выбросы своими силами и с помощью двусторонних соглашений с «новыми индустриальными». Возможно, когда-нибудь будет подготовлен и новый всемирный договор. Но совершенно невероятно, чтобы России в нем предложили столь же льготные условия, как в Киотском протоколе. Такой фарт дважды не выпадает.



Возврат к списку новостей


Вход для партнёров:
Логин
Пароль
Поиск по сайту:

Добрый день!

Вас приветствует виртуальный менеджер.
Тел. +7 (8332) 22-27-04
email: info@vensys.ru

Связаться с менеджером
Отправить письмо

На главную
Поиск
Написать нам письмо
1992—2024 © Венсис-Вятка
Адрес: 610020, г.Киров, ул. Ст.Халтурина, 87
Тел.: 8 (8332) 64-44-44, 38-30-77
"ВЕНСИС (ВЕНтиляционные СИСтемы)" - зарегистрированный товарный знак, собственность компании "ВЕНСИС"
E-mail: info(собака)vensys.ru


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru